16 ноября 2022 г. на базе гимназии №4 г.Брянска прошел городской семинар «Городской проект создания классов психолого-педагогической направленности: модели организации». На семинар собрались руководители городской системы образования, представители пилотных образовательных учреждений Брянска, в которых 1 сентября 2022 г. открылись классы психолого-педагогической направленности, и тех школ города, в которых открытие таких классов планируется в следующем учебном году. Пилотные школы Брянска: гимназия №4, образовательный центр «Перспектива», школа 64 и школа 36 представили различные модели организации классов психолого-педагогической направленности.

 

«Аранжировки могут быть разные, а мелодия одна», так заместитель директора гимназии №4 г.Брянска Гончарова Татьяна Дмитриевна обозначила задачу встречи: определить, что объединяет классы психолого-педагогической направленности и какие организационные модели этих классов могут быть реализованы в городе. В гимназии №4 создан психолого-педагогических поток с индивидуальными учебными планами в четырех профильных группах. Учащиеся 10х классов изучают предметы на базовом и углубленном уровне в соответствии со своим профилем, но кроме этого у них есть психолого-педагогический компонент индивидуального учебного плана: элективы и факультативы, которые учащийся выбирает самостоятельно из перечня модульных курсов, рассчитанных на 10-11 кл, исследовательские проекты по психолого-педагогической тематике, педагогические и социальные практики в гимназическом центре консультативной помощи, летнем пришкольном лагере, детском объединении, школьной газете, в программе наставничества, работа в общероссийских проектах «Билет в будущее», «Проектория» и др.

Пихенько Иван Николаевич, директор центра образования «Перспектива», обсудил с участниками семинара вопрос корректировки учебного плана школы для усиления психолого-педагогического компонента содержания образования старшеклассников: введение курса обществознания во всех профильных группах. В центре введен психолого-педагогический курс внеурочной деятельности «Путь к себе». В учебном плане десятиклассников психолого-педагогические пробы – работа помощниками учителя в начальных классах. В центре «Перспектива» работает педагогическая мастерская, изюминка которой – сменный состав преподавателей, каждый из которых проводит самые разные по тематике мастер-классы для учащихся, отражающей разноплановость в психологической профессии. Тесные связи с Брянским государственным университетом проведение на базе центра практик студентов позволяют устанавливать тесные связи учащихся 10-11 классов со своими почти сверстниками – студентами.

Хомутова Елена Викторовна, заместитель директора школы №64, акцентировала внимание участников семинара на задаче знакомства старшеклассников с педагогическими специальностями и формирования положительного отношения к ним. В этой школе психолого-педагогический класс создан на базе социально-экономического профиля, учебный план которого в наибольшей степени ориентирован на формирование социальных компетентностей учащихся. Внеурочный курс «Введение в педагогическую профессию» предусматривает многочисленные практики школьников: от посещения уроков учителей, до проведения школьных мероприятий и работы в школьном лагере.

Смирнова Дина Михайловна, рассказывая об опыте создания класса психолого-педагогической направленности в школе №36, особенно остановилась на большом значении работы с родителями: как сделать родителей своими союзниками. В школе открыт 10-й класс универсального профиля, в учебный план которого в рамках внеурочной деятельности включен курс «Профессиональное саморазвитие».  Тесные связи со студентами курса психологии БГУ, позволили организовать очень интересные и привлекательные для десятиклассников занятия, на которых учащиеся вместе со студентами обсуждают вопросы построения собственной профессиональной карьеры. Дина Михайловна подчеркнула, что современные школьники воспринимают педагогическую деятельность значительно шире, чем собственно учительство: педагог для них это и наставник, и куратор, и мотиватор, направляющий и вдохновляющий ребенка.

В выступлениях участников семинара прозвучали предложения, направленные на развитие этого проекта: целевое поступление на педагогические специальности, дополнительные баллы при поступлении для выпускников классов, курсы повышения квалификации «Преподаватель педагогического класса», конкурсы ориентированные на учащихся психолого-педагогических классов, сайт учителей педклассов, региональное положение о классах психолого-педагогической направленности.

Ранчинская Лилия Евгеньевна, гл.специалист УО БГА, подчеркнула, что особым ресурсом формирования психолого-педагогической компетенции учащихся стал муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» на которых работают секции школьников.

Соколовская Надежда Петровна, начальник отдела общего образования УО БГА, призвала участников семинара шире использовать возможности социально-психологического и информационно-методического центров.

Мураль Ирина Павловна, зав. отделом тьюторского сопровождения ГАУ ДПО БИПКРО заявила о готовности БИПКРО тесно сотрудничать с участниками проекта создания психолого-педагогических классов.

Зубарь Марина Михайловна, и.о. директора городского психологического центра «Ладья» выразила восхищение участниками проекта и тем огромным объемом работы, которая уже проделана в пилотных школах. М.М.Зубарь предложила проводить методические семинары для педагогов-психологов школ, на базе которых созданы психолого-педагогической направленности, проведение стажировок учащихся этих классов на базе центра, психологические игры-соревнования для школьников педклассов.

Виноградова Надежда Михайловна, директор гимназии №4 г.Брянска, обратила внимание на необходимость объединения ресурсов школ с психолого-педагогическими классами и проведение объединенных межшкольных мероприятий для учащихся.

Подводя итоги семинара, Иван Иванович Потворов, начальник управления образования Брянской городской администрации, подчеркнул, что классы психолого-педагогической направленности, несмотря на все трудности организационного этапа, «успешно случились». К успехам организационного этапа Иван Иванович отнес создание разных моделей в соответствии с разными возможностями и особенностями школ, тесную связь с Федеральными проектами, и поставил задачу развития связей с педагогическими ВУЗами и концентрации усилий. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», подчеркнул Потворов И.И., школам нужны молодые, квалифицированные и талантливые учителя и взращивать их начинают школы, именно школа формирует отношение к педагогической профессии и у учащихся, и у их родителей.

Беспалова Галина Михайловна, заместитель директора гимназии №4 г.Брянска

На главную